23 августа 2011 г.
АМФОК за государственное регулирование сектора МКО. В настоящее время Национальным Банком Республики Казахстан разрабатывается Концепция законопроектов, направленных на введение государственного регулирования деятельности микрокредитных организаций (МКО). Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) в целом выражает поддержку данным инициативам при условии, что концептуально регулирование будет умеренным, взвешенным и непруденциальным. Сегодня однозначно можно сказать, что цели, предусмотренные прежней Концепцией 2003 года Закона РК "О микрокредитных организациях", достигнуты-сектор микрокредитования в Республике состоялся. Согласно данным Агентства РК по статистике по состоянию на 1 июля 2011 года в стране зарегистрировано 1769 микрокредитных организаций и, если с 2006 по 2009 годы численность МКО увеличивалась на 300 организаций ежегодно с 356 до 1712, то уже в 2010 году количество МКО выросло всего на 68 единиц, а в первом полугодие 2011 года даже сократилось на 11 единиц. Наряду с этим, значительно стала сокращаться доля действующих МКО - со 100% в 2006 году до 66% в 2011 году. Настораживает тот факт, что одновременно со снижением количества действующих МКО СМИ все чаще стали публиковать материалы о функционировании отдельных МКО именно в качестве ростовщических и ломбардных организаций, нарушающих основные принципы микрокредитования, а в некоторых случаях и действующее законодательство Республики Казахстан. В тоже время с другой стороны, в Республике успешно развились и осуществляют свою деятельность ряд добропорядочных МКО, охватывающих своими услугами, практически всю территорию страны. В 2010 году ими было предоставлено 378 589 микрокредитов на общую сумму 55,4 млрд. тенге. Благодаря микрокредитованию, было создано и поддержано тысячи рабочих мест, многие предприниматели смогли значительно расширить свой бизнес. Значимость микрокредитов особенно ощутили жители удаленных районов и поселков. Все большее распространение при предоставлении займов на предпринимательские цели получает беззалоговое групповое кредитование, основанное на солидарной ответственности всех участников группы. Кроме того, Правительство, осознавая большое влияние МКО в становлении индивидуального предпринимательства, домашних хозяйств, вовлечении самозанятых и безработных граждан в экономику, ежегодно направляет в сектор микрокредитования значительные денежные ресурсы. В этих условиях, а также принимая во внимание значительный численный рост количества заемщиков МКО, инициативы, выдвигаемые Национальным Банком РК по регулированию МКО, являются логическим продолжением других его мер, направленных на повышение стабильности финансовой системы, защиту прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, в т.ч. государства. Извлеченные уроки финансового кризиса и общемировая тенденция усиления роли финансовых регуляторов других стран подтверждают обоснованность принятия таких шагов. Очевидно, что включенные в Концепцию законопроекта нормы по обязательному участию МКО в системе кредитного бюро, по расширению перечня операций МКО, по увеличению уставного капитала МКО создадут благоприятную среду для дальнейшего институционального роста самих МКО и усилят конкуренцию в секторе. Главное же - потребитель получит качественный и разнообразный финансовый сервис, удовлетворяющий его ожидания. Анатолий Глухов, Директор АМФОК.